мы работаем на ваш лучший результат
Санкт-Петербург, Люботинский пр., д.5 лит. Б

Грузоперевозки из Белоруссии: экспорт или реэкспорт?

20.02.2017

В начале февраля были опубликованы приказы директора Федеральной службы безопасности РФ Александра Бортникова об установлении пограничных зон с Белоруссией в Смоленской, Псковской и Брянской областях. Если учесть, что никакого пограничного контроля между странами не существовало с 1995 года, то есть, более 20 лет, они образуют Союзное государство и являются членами Евразийского экономического союза, позволяющего свободное перемещение людей и грузов, это тревожные новости. Попробуем разобраться, что случилось, как это отразится на грузоперевозках и какие претензии предъявляет каждая из сторон.

Формально ужесточение на границе с Белоруссией российская сторона объясняет необходимостью миграционного контроля после того, как Минск без согласования объявил о безвизовом режиме для 80 стран, который стал действовать в Белоруссии с 12 февраля. Соответственно, все, кто захотят в течение пяти дней въехать через Белоруссию в Россию, смогут сделать это  беспрепятственно. Ситуацию обостряет договорённость Минска с ЕС о строительстве центра содержания мигрантов после того, как в прошлом году были сняты европейские санкции с белорусских чиновников. Строительство будет финансировать европейская сторона. В том же 2016-ом президент Белоруссии Лукашенко начинает активно критиковать Евразийский союз, игнорирует экономические  саммиты и обвиняет Россию в создании искусственных препятствий доступа белорусских товаров на свои рынки. Нас, как грузоперевозчиков, больше всего интересует последний аспект, вот что показал обзор мнений и дискуссий на эту тему.

Агентство АвтоТрансИнфо опубликовало частное  расследование белорусского журналиста, который проделал весь путь из Белоруссии в Москву вместе с водителем фуры, загруженной молочной продукцией, ежедневно границу пересекает примерно 500 таких грузовиков. Водители жалуются на предвзятое отношение со стороны санитарных и ветеринарных служб РФ, машины со скоропортящейся продукцией могут держать на границе, пока с завода не придёт подтверждение, что товар отгружен именно там, если это транзит, например, яблоки из Молдовы, то  машина стоит, пока не придёт ответ из третьей страны. Если отбор проб показал другое содержание белка в твороге, чем указано на упаковке, не пропустят весь товар и грузовик отправят обратно. Раньше фуры подвергались полному досмотру выборочно, сейчас проверяют всех и на границах стоят огромные очереди. В итоге, товарообмен, который должен быть свободным в рамках торгово-экономического союза, становится рискованным, и некоторые предприятия в Белоруссии даже вынуждены были закрыться, поскольку потеряли основной рынок или были дискредитированы. В то же время, на территории РФ существует производство поддельных белорусских продуктов, которые пользуются большой популярностью у населения, и это обстоятельство только подтверждает высокое качество белорусской продукции. В итоге 7 февраля Министерство  внутренних дел Белоруссии заявило о проведении ряда доследственных проверок по действиям, содержащим признаки дискредитации деловой репутации белорусских предприятий, а президент Лукашенко вообще предложил привлечь главу Россельхознадзора Сергея Данкверта к уголовной ответственности. Пресс-секретарь службы Юлия Мелано в ответ заявила, что на каждое ограничение есть лабораторная аргументация, а сам Данкверт ответил взаимным обвинением «Я бы в первую очередь просил сначала разобраться с теми, кто украинскую говядину, 10 тысяч тонн, компания "Георгий и сыновья", оформили как белорусскую и привезли в Россию. Это подтвержденный факт, лучше бы с этим занимались».

Более подробно о том, почему возник продовольственный конфликт, а также  аналитика специалистов опубликованы в свежем номере газеты Lenta.ru, в статье приводятся конкретные факты и цифры, указывающие на систематический реэкспорт Белоруссией санкционной продукции в РФ под видом белорусской по поддельным сопроводительным документам. Например, в 2015 году в РФ было импортировано 573 тысячи тонн белорусских грибов и яблок, что в пять раз превышало собранный в Белоруссии урожай. Осенью 2016 после введения ограничения на продукты из Турции Белоруссия внезапно увеличила импорт томатов с 80 до 144 тонн, а также по данным проверок Россельхознадзора в страну было поставлено минимум 15 тысяч тонн украинской говядины, при этом фиксировалась перемаркировка, повторная переупаковка и следы срезов ветеринарных клейм. Ни на одно обращение к белорусским коллегам не было произведено расследования или проверки предприятия. Транзит своей продукции через Белоруссию не смогли подтвердить ни одна из 24 африканских стран, заявленных  в качестве производителей. За год после введения ответных санкций РФ на сельхозпродукцию из Европы, общий объём закупок белорусскими компаниями украинских фруктов составил 99, 63 процента всего урожая на сумму более 554 тысяч долларов, где они были реализованы, догадаться не сложно. Вспомним также белорусские морепродукты – страна, не имеющая выхода к морю, является крупнейшим поставщиком в Россию тихоокеанского лосося, морских креветок и кальмаров благодаря ограничению импорта из стран Европейского союза. В прошлом году Белоруссия стала также главным поставщиком сыра, которого только за первое полугодие в Россию было поставлено более чем на 615 миллионов долларов, что опять же превышает данные о производстве.

Чем может закончиться этот продовольственный конфликт и как он отразится на международных перевозках? В январе Минсельхоз Белоруссии заявил, что Минск намерен сохранять торговые отношения с Москвой и объём товарооборота на прежнем уровне. Москва заявила, что усиление контроля на границе не имеет экономического или политического подтекста и необходимо только для пресечения попыток нелегальной миграции. А эксперты заявляют, что все конфликты разрешатся, когда страны смогут договориться о ценах на газ и объёмах поставок нефти, поскольку дело вовсе не в твороге. Будем следить за ситуацией на границе и ждать потепления. Тем более, что скоро весна.

В статье использована информация из следующих источников:

АвтоТрансИнфо "Стой! Что везешь?" 

ТрансИнфо News "Россельхознадзор закрыл транзит через Беларусь из 24 стран Африки".

LENTA.RU "Чем обернется очередной продуктовый конфликт между Россией и Белоруссией".

ПРОВЭД.РФ "Неуловимая белорусская санкционка".

афишаDaily.ru "От соседей с любовью: как Белоруссия ввозит в Россию санкционные продукты".