мы работаем на ваш лучший результат
Санкт-Петербург, Люботинский пр., д.5 лит. Б

Цифровые технологии в портовой отрасли и логистике

13.04.2017

6 апреля в рамках Немецкой недели, которая проходит в Петербурге уже в 14-ый раз под эгидой Генерального консульства Германии, в отеле «Амбассадор» состоялся семинар «Цифровые технологии в портовой отрасли и логистике». Встреча была организована Объединением «Порт Гамбург Маркетинг», Российско-Германской внешнеторговой палатой и Ассоциацией немецкой экономики в Восточной Европе.

Гамбург и Петербург связывают давние партнёрские отношения, как культурные, так и торгово-экономические, первая русская дипломатическая  миссия была открыта уже в начале 18 века, Петербург является первым русским городом-побратимом в истории ФРГ. Это не удивительно, если учесть, что 99% всего грузооборота между РФ и Гамбургом осуществляется по морю через порты Санкт-Петербурга, Россия является третьим по важности торговым партнёром Гамбурга. Около 800 гамбургских предпринимателей (экспедиторские компании, предприятия логистики и торговли), несмотря на санкции, поддерживают  тесное партнёрство с РФ, и также более 150 российских предприятий имеют свои филиалы в Гамбурге. Наша компания Эмонс Мультитранспорт  - яркое подтверждение успешного сотрудничества между странами и между портами Санкт-Петербурга и Гамбурга.

Речь на семинаре шла как раз о портах и автоматизации основных процессов, а также интеграции различных систем и использовании наработок порта Гамбурга в портах Петербурга. Есть некоторые проблемы, которые необходимо решать сообща – безопасность передачи данных, поскольку с одной стороны, необходимо обмениваться информацией, с другой – различные участники рынка относятся к части информации как к коммерческой тайне и хотели бы её защитить. По словам немецкого специалиста и консультанта в области IT технологий Торстена Нойбера, который хорошо знает российские терминалы, в России быстро развивается электронный документооборот и использование цифровой подписи с надёжной криптографической защитой. «IT в России на очень высоком уровне» – сказал он, -  «за последние 20 лет я такого не видел нигде». Тем не менее, проектов полной автоматизации портов просто нет, всё по-прежнему держится на крановщиках. Единственное, что можно отнести к автоматизации – автоматическое прибытие и automatic Gate.

В Гамбурге с 2013 года успешно реализуется программа SmartPort, включающая в себя 30 подсистем, 20 из которых уже работают. Это «виртуальный склад», «цифровое депо», парковки автотранспорта, отдельное цифровое решение для управления железнодорожным транспортом. Программа распределяет информацию между всеми участниками процесса – например, в Гамбурге, как и в Петербурге, есть разводные мосты, информация о начале развода передаётся водителям грузовиков, которые могут во время изменить маршрут. Директор  корпоративного управления и внешних связей порта Гамбург Лутц Бирке подробно рассказал на семинаре о работе системы, добавив, что у них нет лишнего времени и денег, чтобы без конца расширять портовую инфраструктуру, поэтому, по его мнению, автоматизация всех процессов существенно помогает экономить и то, и другое.

Кстати, профессор ГУМРФ Александр Кузнецов, выступавший следом, усомнился, что площадь порта можно уменьшить за счёт автоматизации и вступился за человеческий фактор: «Есть ощущение, что, уволив 10 докеров, вы потом принимаете на работу 10 айтишников, и заработная плата не уменьшается», - сказал он.

На семинаре также выступила Елена Гребенщикова, генеральный директор компании «СОЛВО», которая занимается автоматизацией российских терминалов, и, по её словам, с повышением производительности и уровнем сервиса в наших портах всё совсем не плохо, как раз благодаря внедрению IT-систем. Также она рассказала о новом наметившемся тренде – переходе к облачным технологиям, который коснётся в основном небольших терминалов, поскольку им удобнее не приобретать, а как бы «брать в аренду» разработанную автоматическую систему. Такая схема подходит и для управления несколькими терминалами из одного центра. Речь шла также о системе Big Data, следствием распространения которой стали разработки мобильных приложений, позволяющих отслеживать эффективность работы терминалов в реальном времени.

Представители компании Kuhne + Nagel Вероника Зуева и Игорь Вивсяный рассказали о собственной цифровой системе KNLogin и о том, какие цифровые технологии использует их компания.

В пресс-релизах не отражено, конечно, о чём говорили участники семинара в кулуарах, но нам кажется, им было чем поделиться, и результатом встречи могут быть новые IT разработки, которые сделают работу портов супер эффективной и фантастической.  Грузы будут отгружать автоматически и доставляться минута в минуту, документы оформляться одним нажатием клавиши и переправляться в город-побратим с цифровой подписью и печатью.  «Те, кто не хочет обмениваться данными с партнерами, в будущем будут вытеснены с рынка», - такой прогноз получили участники семинара от Лутца Бирке.

В качестве промежуточной договорённости  был подписан Меморандум о сотрудничестве между Государственным университетом морского и речного флота им. адм. С.О.Макарова и Hafen Hamburg Marketing. Свои подписи под документом поставили Инго Эглофф и Виктория Марич, проректор Университета по международным связям.